Я учу ребенка алфавиту, а он…уползает! Что делать? или снова о раннем развитии

Современные мамочки то и дело слышат со всех сторон, что очень полезно начинать развитие ребенка, и как можно раньше, то есть еще с младенческого возраста. Разумеется, развивать малыша важно и нужно, но делать это нужно с осторожностью, чтобы не перегрузить детскую неокрепшую психику. Об этом и поговорим – не навредить наследнику и при этом дать ему все самое лучшее и полезное в плане воспитания?

Маленький малыш, на вид не больше 7-8 месяцев ползает по мягкому ковру, радостно сшибая вокруг себя все попадающиеся предметы, а мама хаотично с раскрасневшимися щеками и растрепанными волосами носится вокруг него и старательно тычет ему карточки Домана, пытаясь научить азбуке. На карточках яркие буквы, они глянцевые, интересные, но при этом совершенно не нужны карапузу. Почему, спросите вы? Да потому что не нужны они ему в данное время – ему нужно сбить пирамидку, пожевать шнурки, перевернуть тарелочку с кашей и, может даже, сладострастно потаскать за хвост пушистого кота. Каждому возрасту соответствуют свои занятия, в том числе и развивающие. Также у каждого детского возрастного периода имеются свои особенности и задачи. Маленький человек в возрасте до года лишь начинает познавать этот мир, и делает это так, как ему это удобно: трогает, тянет в рост, стучит, гремит. Именно поэтому любые занятия, предлагаемые взрослыми, должны быть направлены на интерес ребенка, на его возможности. Ну, ведь же вам будет смешно, если вы подойдете к полугодовалому мальчику и начнете просить его прочитать стихотворение или выучить таблицу умножения. Вот именно - лучше покажите что-то яркое и красивое, поднесите к окошку, расскажите четко и мягким голосом, что вы видите за ним.

Ребенок изучает материальный мир, значит, вместе с ним копошитесь в песке, плескайтесь в ванночке, мешайте ложечкой кашку, перебирайте рассыпанную крупу или макароны, проверяйте на прочности тетрадки, напольные цветы…Ребенок всего лишь учиться понимать свое личное место в этом мире, а мы его помощники, которые обеспечивают безопасность этого познания.

Отдельное слово о безопасности. Не стоит ограждать малыша от всего – запирать его в стерильное комнате, где нет ни одного угла, а все игрушки и предметы вычищены до блеска и скрипа, вы растите всего лишь ребенка, а не хрустальную вазочку, которая может разбиться от малейшего дуновения ветерка. Позвольте отпрыску ползать, лазать, где ему вздумается, пусть перемажется, слегка замерзнет, устанет, но будет счастлив познанием мира и новыми открытиями. От ограниченности у него могут пропасть интересы к окружающему, и будет у вас такой себе тамагочи, который кушает, ест и спит… Зачем это вам? Вы должны понимать, что от вашего поведения, предлагаемых игр, зависит очень многое – характер и качества будущего взрослого гражданина.

Об алфавите и ползании…

Не вопрос, если вы покажите годовалому ребенку буквы, будете регулярно толдонить с ним алфавит, к полутора годам он его, разумеется, выучит, даже повторит, будет показывать буквы на зависть соседке и родственникам. Но, главный вопрос – а зачем ему это в полуторагодовалом возрасте? Буквы - это довольно высокая ступень в развитии малыша, совершенно новая и важная. Но не нужно предлагать переступить эту ступень слишком рано, чем он усвоит другое, то, что нужно ему именно сейчас, в этом конкретном возрасте – например, умение пользоваться ложкой, а не кушать с бутылочки.

Мы с сыном какое-то время ходили в школу раннего развития. Там были загадочные лабиринты и различные лесенки, горки для ползания и беганья, а также много самых разных шуршащих, гудящих, булькающих и поющих игрушек, каких у нас дома просто не было - вот она новая неизвестная ему среда, в которой сыночку было очень любопытно находиться, возиться и играть. Он нажимал кнопочки, дергал лесенки, ползал по лабиринту и всячески озвучивал все происходящее с ним – это были сперва не членораздельные звуки, а потом и целые слоги. Но мы ходили в эту школу не больше полугода, и стоит отметить, что малыш уставал так, что засыпал у меня прямо на руках на обратной дорогой.

Нам не нравилось, что дорога слишком утомляет его, да и занятия длились, если честно, слишком долго для такого маленького ребенка. Если у вас в городе нет такой школы или студии, вы можете заниматься и дома. Главное, делать это систематически, и тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Если вы будете принуждать чадо к занятиям насильно, эффекта вы не увидите. Если детей садиковского возраста можно принудить заниматься, рисовать, слушать сказку, то маленького ребенка до трех лет, принудить заниматься чем-либо просто невозможно.

Не старайтесь перевыполнить план, задуманный природой. Очень прекрасно учить с четырехлеткой и даже с трехлеткой буквы, но не заставляйте его, поскольку вы можете увидеть к пяти годам полное отвращение к азбуке или чтению. Стоит сразу вспомнить, что те дети, которых заставляли в детстве читать насильно, не любят читать во взрослом возрасте. Но тоже очень интересный факт, в читающей семье, где папа и мама уважают книги и любят почитать, дети тоже вырастают читающими, несмотря на то, что их никто делать это не заставляет.

Каждое занятие, книга или упражнение должно соответствовать детскому этапу развития. Если все-таки есть какое-то несоответствие, то он, конечно, может освоить поставленную задачу, но только при этом может пострадать что-то другое. К примеру, если ребенок усвоил, как выглядят на картинки дикие животные, то может не научиться чему-то совершенно другому.

Знакома ли вам картина, когда в сад ребенок приходит уже готовым. знает буквы, может, даже читать уже умеет и писать, но при этом совершенно не умеет общаться со своими сверстниками. Как попросить, если понравилась машинка в руках соседского мальчика? Как поступить, если, наоборот, у тебя отнимают машинку? Подойти и отнять, ударить больно и спрятаться? А потом будет стыдно и неловко.

Ребенок просто не знает, как это все правильно сделать, как поступить, ведь его учили таблице умножения, азбуке, чтению, но совершенно не научили дружить и общаться….Вот вам и «взаимозаменяемые» навыки! Так ли «заменяемы». Кажется, уже совсем нет. Интеллектуально мы делаем из своих детей гениев, стараясь как можно больше вложить знаний в детскую головку, а эмоционально делаем их несчастными, не умеющими общаться, находить общий язык с окружающими и миром.

Что делать дальше?

Совет в этом очень простой – давайте ребенку играть и играйте с ним. Не навязывайте слишком рано ненужную ему информацию. Чаще гуляйте, чаще разговаривайте, не ограничивайте общение со сверстниками. Разумеется, домашний ребенок будет болеть реже, и будет таким себе тепличным растением, тогда, как детсадовец, в детстве переболев всеми возможными и невозможными детскими болячками, успевает к школе выработать хоть какой-то естественный иммунитет. А вот «домашние дети», то есть те, кто не посещал детский сад, придя в школу мало того, что часто болеют, из-за того, что их иммунная система еще не до конца сформировалась, так еще и совершенно не умеют приспосабливаться к жизни в коллективе.

Пусть посещает садик, пусть играет в песке «с теми сопливыми болеющими» детьми, пусть пачкается, пусть падает – это жизнь и он должен научиться к ней приспосабливаться.

Советы мамам годовасиков – не перезагружайте развивашками и занятиями – дайте спокойно познавать мир. И ваш ребенок всему научиться сам: как положено, выучит все буквы, как положено, научится читать и писать. Дайте ребенку пережить свое детство, проиграть его, а не учить с четырех лет математику и физику…Это здорово, уникально, необыкновенно, но совершенно неправильно!